Психологическая служба

«Быть рядом, когда необходимо!»

Психологическая служба в училище функционирует с 2011 года. В состав ее входят квалифицированные специалисты с высшим психологическим и педагогическим образованием. Психологическая служба Тверского суворовского военного училища работает в режиме развития и постоянного поиска новых интересных форм психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Основная цель психологического сопровождения в Тверском  суворовском военном училище - обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга качества образования и условий для личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.

Основные задачи психологической службы:

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

- оказание психологической помощи и поддержки суворовцам, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся;

Основные направления деятельности:

1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды. Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности воспитанника, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Данное направление деятельности включает в себя:

- социально-психологический мониторинг (позволяющий администрации, педагогическому коллективу осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения воспитанников);

- социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития суворовцев с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).

2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи воспитанникам в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей; военно-профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Данное направление деятельности включает в себя:

- профессиональную ориентацию (психологическое обеспечение военно-профессионального самоопределения суворовцев: выбора  вуза МО РФ и военной специальности с учетом интеллектуально-личностных возможностей суворовцев; формирование уважения и любви у наших воспитанников к профессии офицера Российской Армии;  «Есть такая профессия – Родину защищать!» - эти слова понятны и близки  каждому воспитаннику Тверского суворовского военного училища).

- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников,  психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);

- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций суворовцам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей суворовцев, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);

- психологическое консультирование (оказание помощи воспитанникам  в  самопознании, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации суворовцев, педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей);

- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников с затруднениями в освоении образовательной программы).

3. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим    и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Главное кредо в работе психологической службы  Тверского суворовского военного училища: терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения.  

4.С 23 марта для воспитанников 3,4 и 5 курсов Тверского суворовского военного училища начался самый важный, ответственный и долгожданный период, связанный с подготовкой к юбилейному Параду Победы на Красной площади в г. Москве. Воспитанники с честью и достоинством выполняют возложенные на них задачи, считая, что трудности, с которыми они сталкиваются в ходе парадной подготовки, закаляют их характер, помогают лучше узнать друг друга и способствуют сплочению коллектива. С первых дней пребывания на парадной подготовке с воспитанниками педагог-психолог Немченко И.В. проводила занятия, направленные на поднятие патриотического духа. Вместе с воспитанниками были просмотрены документальные фильмы «Крым. Путь на Родину» и «Щит России».  В документальной ленте «Крым. Путь на Родину» отражены события весны 2014 года, в результате которых Крым вернулся в состав России. Хронология событий была восстановлена буквально поминутно. Суворовцы с интересом просмотрели и обсудили фильмы. Никто не остался равнодушным к подвигу крымчан, которые смогли объединиться и осуществить свою мечту – вернуться в состав России.

Особенно заинтересовал воспитанников фильм «Щит России», автором которого является известный российский журналист Аркадий Мамонтов. Сюжет этой ленты посвящен современным российским комплексам противовоздушной обороны, которые позволяют чувствовать себя в безопасности и являются щитом России.

Осознание своей важности участия в торжественном событии, высокие требования, новые условия, распорядок дня, усиленные занятия строевой подготовкой в совокупности могут привести к состоянию нервно-психического напряжения суворовцев, требующего перестройки адаптационной системы организма. В связи с этим необходимым условием успешного выполнения поставленных задач является психологическая подготовка и психологическое сопровождение воспитанников. С целью создания благоприятного морально-психологического климата на курсах, профилактики нервно-психической утомляемости и созданию психологического комфорта на период подготовки суворовцев к параду были разработаны программы тренинговых занятий «Плечом к плечу» и «Стрессоустойчивость». Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья воспитанников и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих не только на курсах, но и в обществе. Путь к психическому здоровью - это путь к всесторонне развитой личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволяет не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Тренинговые занятия, проводимые педагогом-психологом Анцибор Ю.А.,  направлены на обучение воспитанников произвольной саморегуляции своего поведения и эмоционального состояния. Эти навыки важны для суворовцев в состоянии длительного напряжения, в ситуациях изменения жизненных условий, в ситуациях необходимости принимать важные и ответственные решения, для продуктивного поведения с целью поддержания благоприятного морально-психологического климата. Применяя навыки саморегуляции, воспитанники могут снять  напряжение, сохранить внутреннее спокойствие и уравновешенность. Обучение техникам и приемам саморегуляции помогает управлять своим поведением не только применительно к текущему моменту, но и в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т.д. Техники релаксации проводятся в группах и индивидуально. Программы реализуется по 3 направлениям:

В первое направление входят  упражнения, в которых перед воспитанниками ставятся задачи, требующие произвольной регуляции своего поведения.

Второе направление включает в себя упражнения, направленные на осознание и анализ жизненных проблем, поиск конструктивных решений, выходов из стрессовых ситуаций.

Третье направление  – это обучение техникам релаксации, направленные на быстрое снятие как физического, так и психоэмоционального напряжения.

Приближается 9 Мая, все суворовцы ждут знаменательного события, а пока  идет строевая подготовка и тренировки, специалисты  психологической службы помогают воспитанникам справиться с  возложенной на них задачей, мы всегда рядом, когда это необходимо! 

5. С 16 по 22 ноября в Тверском суворовском военном училище психологическая служба проводит неделю психологии под девизом «Если хочешь быть счастливым, будь им!».

Психологическая неделя - это не обычное мероприятие в череде учебных дней, она способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в училище, создает атмосферу добра, понимания, поддержки и радостного настроения. Цели данного мероприятия:

1.     Повышение психологической компетентности воспитанников и педагогических работников училища.

2.     Содействие развитию личности воспитанников.

3.     Оказание помощи каждому воспитаннику в сознании себя частью коллектива Тверского суворовского военного училища.

4.     Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.

5.     Улучшение психологического климата в училище.

Психологическая служба училища желает каждому почувствовать себя счастливым, жизнерадостным и успешным!

В рамках недели планируется проведение следующих мероприятий:

  • психологический тренинг,
  • КВН,
  • викторина «ПСИХОЛОГ и Я»,
  • интеллектуальная игра «Психология – это серьезно?»,
  • диспут «Счастье – это…»,
  • занятие в комнате психологической разгрузки для педагогических работников «Создай себе настроение»;
  • посещение Театра юного зрителя,
  • выпуск тематических стенгазет.

Началась неделя с акции «Счастье - это…». Воспитанники училища, педагогические работники и руководство училища поделились своим пониманием о счастье. Было предложено много вариантов, но главная их мысль: счастье – это доброе отношение друг к другу.

 

На каждом курсе была вывешена «Гирлянда добрых дел», на которой воспитанники писали сообщения о совершенных добрых делах. Каждый из воспитанников мог сравнить  свои добрые дела с делами других суворовцев и оценить, насколько значимы его собственные достижения.

 

Для воспитанников 4-5 курсов (8-9 класс) была проведена психологическая игра «Психология – это серьезно…», в ходе которой суворовцы соревновались в умении общаться, активно участвовали в конкурсах, сочиняли стихи, разгадывали ребусы, высказывали друг другу комплименты при помощи мимики и жестов, учились работать в команде, принимать сообща решения, брать ответственность на себя, понимать друг друга без слов, работали слаженно и дружно.  

 

На младших курсах была проведена психологическая викторина «Психолог и Я» и психологическое занятие «Юные знатоки психологии», которые были направлены на закрепление знаний о психологии человека и межличностных отношений, на умение работать в команде. На занятиях суворовцы учились общаться и применять те знания, которые они получили из книг и  уроков жизни, рассуждали о том, что такое дружба и доброта, соревновались в быстроте выполнения заданий. 

 

На старших курсах проводился психологический час в форме диспута «Счастье – это…». Начался диспут с просмотра художественной новеллы «Счастье на ладони». После просмотра фильма воспитанники высказывали свои мысли по поводу увиденного на экране и предложили свою модель счастья. Суворовцы единодушно пришли к мнению, что свое счастье человек строит сам. Необходимо стремиться к добрым делам, вырабатывать позитивный взгляд на жизнь, видеть в событиях преимущественно положительную сторону, испытывать чувство благодарности к жизни. В конце диспута воспитанники обсуждали предложенные психологом рекомендации «Как стать счастливым…».

Завершилась неделя психологии походом воспитанников старших курсов в театр юного зрителя на спектакль «Песочница» по произведению польского писателя Михала Вальчака. В спектакле чрезвычайно эмоционально передана  необыкновенная история любви. Суворовцы были так взволнованы увиденным, что захотели оставить слова благодарности и восхищения от игры молодых актеров в книге отзывов. 

 

Проведение недели психологии способствовало пробуждению у воспитанников интереса к познанию собственного внутреннего мира и мира других людей, в наших нелегких современных условиях, связанных с дефицитом общения и внимания друг к другу. Неделя психологии позволила посмотреть на себя со стороны, увидеть любознательных, эрудированных, открытых и целеустремленных воспитанников. 

 

«Неделя психологии» эффективно прошла не только для воспитанников, но и для педагогических работников училища. С воспитателями курсов были  проведены психологические тренинги «Эффективные приемы общения». На занятиях воспитатели проявили способности к рефлексии, эмпатии, умению оказывать эмоциональную поддержку, выявляли ключевые аспекты проблемных ситуаций, определяли перспективы личностного развития каждого воспитанника. Воспитатели проявили активное участие во время выполнения тренинговых упражнений и отмечали важность таких занятий как для совершенствования приемов педагогического общения в системе «воспитатель – суворовец», так и для сплочения коллектива курса.

 

Для педагогического коллектива училища в комнате психологической разгрузки были проведены занятия, направленные на снятие эмоционального, мышечного напряжения, создание позитивного настроения.

Неделя психологии позволила всему коллективу училища погрузиться в совершенно новую атмосферу. Все дни недели были проникнуты общей идеей:  счастье зависит только от нас самих, от нашего внутреннего настроя, от того, насколько мы сами способны видеть маленькие радости в окружающем нас мире и улыбаться им.

Получать удовольствие и радость от интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. У психологов есть возможность, каждый день соприкасаться с  уникальным и многогранным творением на земле – человеком.  От того, какое окружение мы организуем, какую атмосферу создадим, будет зависеть развитие личности наших воспитанников и педагогического коллектива.