Концепция воспитательной системы

Воспитательная работа в Тверском суворовском военном училище ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению, способным использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Система воспитательной работы - это совокупность структурных и содержательных элементов, взаимодействие которых рождает новое качество личности и компетенции. Воспитательная система училища основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии училища с культурными и общественными организациями, единого социального заказа семьи, воспитанников, общества.

Структура воспитательной системы училища:

Основная цель воспитательной работы – воспитание в каждом обучающемся образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личности, обладающей социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению.
Воспитательные задачи:
1. Формирование гражданской компетентности личности – готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
2. Создание условий для профориентационной работы с учащимися через инновации в области социального партнёрства.
3. Создание условий для обеспечения общеобразовательной подготовки учащихся высокого уровня, для познавательного и личностного развития с учётом индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также развития духовно-нравственных основ личности.
4. Создание условий для развития творческой личности, максимально реализующей свои способности и возможности.
5. Создание условий для укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса, формирование понятия о ЗОЖ как норме жизни.

Функции воспитательной системы училища:
1. Развивающая. Стимулирование положительных изменений в личности воспитанника и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей обучающихся и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов.
2. Интегрирующая. Соединение в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.
3. Регулирующая. Упорядочение педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, ученического и педагогического коллективов.
4. Защитная. Повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность воспитанника и процесс его развития.
5. Компенсирующая. Создание условий в училище для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности, раскрытии и развитии склонностей и способностей учащихся;
6. Корректирующая. Осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения воспитанника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Принципы воспитательной системы:
1. Принцип природосообразности, т.е. отказ от переделки обучающегося. Исходная позиция – доверие к воспитаннику, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерности, внутреннего развития, управления внутренними силами.
2. Принцип целостности в подходе к учащемуся. Понимать воспитанника как неразрывное единство биологического, психического, социального и духовного сознания и самосознания.
3. Принцип деятельности. Помощник в воспитании опыт бытия, отношения членов сообщества, которое выбирает, осваивает воспитание.
4. Возрастной принцип. Подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями возраста.
5. Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие воспитателя и учащегося на объективном единстве целей.

Приоритетными направлениями организации воспитательной деятельности стали следующие:
1. Нравственно – патриотическое и гражданственно - правовое воспитание.
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через участие в традиционных общеучилищных коллективно-творческих делах.
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Реализация социально-значимых проектов – «Доброе сердце - добрые поступки», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наш дом - училище», «Суворовское братство».
5. Развитие и совершенствование училищного само- и соуправления, как основы демократизации образовательно-воспитательного процесса.
6. Развитие профессиональной позиции воспитателей, педагогов, педагогов-организаторов, оптимизация воспитательной деятельности воспитателей.
7. Развитие системы дополнительного образования училища.
8. Совершенствование конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, родительского и ученического сообществ.

Обозначенные направления реализуются следующими средствами:
1. Учебно-познавательное направление:
- предметные кружки;
- предметные недели;
- олимпиады;
- научно-практические конференции.
2. Культурно-просветительное:
- посещение театров, выставок, музеев;
- посещение цирковых программ.
3. Гражданско-патриотическое:
- встречи с ветеранами ВОВ;
- организация и проведение Дня Защитника Отечества;
- организация и проведения праздника посвященного Дню Победы.
4. Эстетическое направление:
- организация выставок рисунков и поделок учащихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- работа кружков художественно – прикладной направленности;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне района;
- использование курса МХК.
5. Физкультурно – оздоровительное направление:
- работа спортивных секций;
- веселые старты;
- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;
- проведение внутриучилищных соревнований;
- участие в соревнованиях на уровне района;
- проведения Дней Здоровья;
6. Нравственно - правовое направление:
- лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по правовому воспитанию;
- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
- беседы по правилам безопасности дорожного движения;
- работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.
7. Лекционно – образовательное для родителей:
- родительские собрания;
- индивидуальная работа с родителями;
8. Развитие самоуправления:
- формирование и работа органов самоуправления училища и курсов;
- вовлечение воспитанников в работу социальных проектов.

Развитие традиций училища
Большое воспитательное значение имеют сложившиеся в училище традиции: посвящение в суворовцы, торжественный выпуск из училища, проведение Дня училища, Дня знаний и Дня учителя, торжественные мероприятия, приуроченные к Дням воинской славы России.
При проведении учебно-воспитательных мероприятий широко используются возможности музея училища. Большую помощь в организации воспитательного процесса оказывают сотрудники библиотеки училища, книжный фонд которой насчитывает более 60-ти тысяч книг, и в последнее время постоянно пополняется. Их деятельность спланирована и проводится с учётом конкретных исторических дат. Сформирована определённая культурная среда, свой уклад жизни училища, индивидуальность («образ») училища с неповторимыми чертами.

Структура управления воспитательным процессом
Основными объектами, на которые направлена деятельность заместителя директора по воспитательной работе – являются коллектив учащихся, педагогические кадры, внешняя среда. Для того, чтобы управление было эффективным, необходимо спланировать собственную управленческую деятельность.
Управление воспитательным процессом есть перевод социальной ситуации развития воспитанника в педагогическую. Цель деятельности педагогического коллектива определена в документах училища: Уставе училища, Программе развития, Концепции воспитательной работы. Результатом воспитательных действий является реальное изменение отношений в коллективе детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к училищу, к родителям.
Уровни управления воспитательным процессом
I уровень – стратегический: во главе органы управления образовательным процессом – Педагогический совет, директор училища, которые определяют стратегию воспитания, ведут разработку концепции и программы развития образовательного учреждения.
II уровень - тактический: заместитель директора по воспитательной работе, совет старших воспитателей - координируют, регулируют, анализируют, прогнозируют процесс и его результат, тесно сотрудничая с педагогическим советом и родительским комитетом.
III уровень - оперативный: воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, инициативные группы учителей, социально-психологическая служба обеспечивают методическую и психолого-педагогическую помощь педагогам в вопросах обучения и воспитания, осуществляют разработку пакета документов с целью определения способностей, склонностей учащихся;
IV уровень - самоуправление: совет самоуправления суворовцев, школа актива, советы курсов, в функции которых входит формулирование общих целей и задач, обеспечение жизнедеятельности сообщества училища, выбор органов самоуправления. И все они плотно связаны с главными участниками процесса – учащимися.

Приоритетные направления организации воспитательной
деятельности.
Приоритетными направлениями организации воспитательной деятельности стали следующие:
1. Нравственно – патриотическое и гражданственно - правовое воспитание.
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через участие в традиционных общеучилищных коллективно-творческих делах.
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Реализация социально-значимых проектов – «Доброе сердце - добрые поступки», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наш дом - училище», «Суворовское братство».
5. Развитие и совершенствование училищного само- и соуправления, как основы демократизации образовательно-воспитательного процесса.
6. Развитие профессиональной позиции воспитателей, педагогов, педагогов-организаторов, оптимизация воспитательной деятельности воспитателей.
7. Развитие системы дополнительного образования училища.
8. Совершенствование конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, родительского и ученического сообществ.